Дресс-коды, и надо ли их соблюдать?


Дресс-код (англ. Dress code – код одежды) – требование к внешнему виду, описанное специальным документом или негласное. Дресс-коды позволяют договориться об определенных правилах – что и по какому поводу можно и нужно надевать, как сочетать вещи, чего следует избегать. Долгое время дресс-коды существовали исключительно в привилегированных слоях общества, где большое количество одежды позволяло четко различать ее назначение и регламентировать ношение тех или иных предметов. С появлением буржуазии и ростом среднего класса в XIX веке стала развиваться система дресс-кодов и для них. В это же время произошли существенные изменения в мужском костюме, который к рубежу XIX—XX веков приобрел современный вид. Все это привело к созданию набора общеупотребительных терминов, обозначающих конкретный ансамбль одежды – black tie или formal (англ. «черный галстук» или «формальная одежда» - обозначение фрачного ансамбля), white tie (англ. «белый галстук» - обозначение смокинга и набора вещей к нему), некоторых других. Позже и в деловой среде закрепились свои обозначения – business (повседневный деловой костюм), business best (лучший высококачественный деловой костюм для торжественных событий и деловых встреч на высшем уровне), business travel (костюм для путешествий и командировок) и т.д.


Однако долгое время женщинам была заказана дорога в мир деловых людей, они руководствовались своими дресс-кодами – благотворительный бал или бал дебютанток, регата или крикетный матч, парадный обед или чаепитие в кругу подруг. Лишь с появлением большей мобильности всего общества и женщин в частности, возникла необходимость в одежде для занятий спортом, для поездок и путешествий и даже для работы. Появились интеллектуальные формы труда для женщин из среднего класса – машинистка, стенографистка, помощница юриста, редактор и т.п. Рубеж XIX—XX вв. явился переломным моментом не только в моде вообще, но и в появлении женских типов деловой одежды.


В годы Первой мировой войны женщины переоделись в значительно более функциональную одежду, предназначенную для динамичной городской жизни. Исчезли трены (шлейфы платьев), жесткие корсеты, многочисленные нижние юбки. Подолы укоротились, а гардероб приблизился к современному. Казалось бы, должны были утвердиться и дресс-коды для работы. Этого, однако, не случилось вплоть до 1970-х гг. Несмотря на рост женской занятости, женщины, как правило, занимали незначительные позиции, и к ним относились как к слабому полу, позволяя оставаться в меру легкомысленными и женственными. Общим правилом было – на работу элегантно, но просто и закрыто. Цветовая палитра отличалась разнообразием, а крой вещей (далеко не всегда это был строгой костюм) в большей степени подчинялся текущей моде, чем требованиям работы.


В 1970-х годах активные выступления феминисток за равноправие полов привели к тому, что к началу 1980-х женщины стали занимать все более высокие позиции в политике, бизнесе, науке и даже владеть собственными компаниями. Класс яппи (быстро разбогатевших менеджеров и управляющих международных корпораций) стал порождением экономического бума, охватившего Америку в те годы. Молодые и амбициозные, они нередко приезжали из провинции с парой долларов в кармане, а спустя некоторое время становились успешными профессионалами. Среди них было немало женщин. Если хочешь играть в «мужские» игры, принимай правила игры. Чтобы в деловой среде женщина воспринималась равным соперником или партнером, ей пришлось одеваться в соответствии с мужскими дресс-кодами. Так возник знаменитый power suit 1980-х (англ. «костюм власти») – жакет с широкими подкладными плечами, нередко двойным бортом и сильно приталенный. Такой жакет пиджачного типа можно было надеть и с брюками, но самое сильное впечатление производил деловой костюм с юбкой так называемой «офисной» длины – на ладонь выше колена.


К power suit полагались тонкие черные чулки или колготки и туфли-лодочки на умеренном каблуке. Именно восьмидесятые породили разветвленную систему дресс-кодов как в мужской, так и в женской деловой одежде. Нередко требования к ней описывались в пространном документе, который давали подписывать каждому сотруднику большой корпорации, а за их соблюдением строго следили. До сих пор сохранились легенды о том, что работника могли, например, отправить домой сменить туфли на более подходящие, мотивируя это тем, что «мы платим вам достаточно, чтобы вы одевались соответственно».


На протяжении десятилетия жесткие требования к деловому костюму стали постепенно смягчаться. Теперь женщинам уже не надо было доказывать свою состоятельность с помощью по-мужски агрессивного внешнего вида. Появился пятничный стандарт (англ. Casual Friday – «кэжуальная пятница», т.е. неделовая, повседневная одежда в конце рабочей недели), который позволял появляться в офисе в джинсах и пуловере, а психологи стали говорить о том, что это улучшает производительность труда. Кризис 1987 г. явился началом падения корпоративной культуры. Теперь стало хорошим тоном одеваться демократично и менее официально даже на работе.


Развитие компьютерных технологий, появление и широкое распространение мобильной связи и Интернета породили совершенно новый подход к организации работы. Сотрудники все меньше должны находиться в офисах, особенно работники творческих и интеллектуальных профессий, стандартным становится free lance (англ., работа вне штата компании), удаленный доступ и другие необычные формы занятости. Все это привело к тому, что дресс-коды существенно ослабли.


Сегодня главным правилом для работающих женщин является следующее: в тех областях деятельности, где мужчины следуют очень жесткому дресс-коду, женщины должны одеваться также с той лишь разницей, что для женщин более строгим остается костюм с юбкой, а не с брюками. В основном это банковское дело, финансовые институты, дипломатические службы, менеджерские должности в корпорациях. Здесь уместным будет костюм, состоящий из жакета пиджачного типа и прямой юбки длиной до колена (допускается юбка-карандаш). Цвета – серые, синие, бежевые; ткани костюмные (шерстяные или смесовые). К такому костюму полагается блузка сорочечного типа, допустимы женский галстук или шейный платок, жилет, напоминающий мужской костюмный. В отличие от мужского костюма, который носится исключительно с сорочками с длинными рукавами, женская блузка может иметь короткий рукав или не иметь его вовсе. Колготки или чулки желательны телесного цвета, прозрачные. Туфли классического типа (лодочки) черного или коричневого цвета на небольшом или умеренном каблуке. Макияж, прическа, украшения, маникюр не должны привлекать внимания.


Во всех остальных случаях к дресс-кодам сегодня можно относиться вольно и творчески. Элегантный городской неформальный костюм по-прежнему остается самым простым и изящным решением для работы. Жакет такого костюма может соответствовать модным тенденциям, не иметь воротника и лацканов, иметь отрезную талию или укороченный рукав, декоративные отделки и канты. Женственные юбки, романтичные блузки и платья вполне допустимы для многих офисов. Более того, трикотаж и джерси уверенно вошли в повседневный рабочий гардероб, позволяя чувствовать себя комфортно. Такое разнообразие деловой одежды создает некоторые трудности в ее грамотном подборе. Ведь не имея четких ориентиров, мы рискуем впасть в другую крайность и выглядеть на работе чрезмерно живописно, не по-деловому. Может быть, дресс-коды еще рано сбрасывать со счетов?